МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации антикоррупционной работы
в государственных органах и организациях
- Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны Генеральной прокуратурой во исполнение подпункта 10.1 пункта 10 решения восемнадцатого республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 22.12.2018 (далее – решение РКС).
В ходе их подготовки учтены результаты проведенного Генеральной прокуратурой мониторинга практики методического обеспечения антикоррупционной деятельности в государственных органах и организациях.
Цель Методических рекомендаций - формирование единого подхода к осуществлению деятельности по предупреждению коррупции в государственных органах и организациях.
Приведенные ниже положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер.
Государственным органам и организациям в рамках выполнения подпункта 1.4 пункта 1 решения РКС следует разработать методические рекомендации с учетом специфики конкретной сферы деятельности и положений настоящих Методических рекомендаций.
В дополнение к законодательно предусмотренным могут разрабатываться и применяться иные меры противодействия коррупции, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Справочно. В Белорусском республиканском союзе потребительских обществ функционирует автоматизированная система «Коррупция», содержащая информацию об уволенных по отрицательным мотивам работниках. В Министерстве по налогам и сборам – реестр близких родственников работников территориальных инспекций, которые являются учредителями (участниками), руководителями организаций, ИП и осуществляют деятельность на соответствующей территории.
В организациях системы концерна «Белнефтехим» утверждена политика по борьбе с коррупцией и взяточничеством. В Государственном таможенном комитете – антикоррупционная политика таможенных органов и рекомендации по ее реализации, а также комплекс мер по противодействию правонарушениям, создающим угрозу собственной безопасности, на 2016-20120 годы.
Основы государственной антикоррупционной политики определены Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:
умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Помимо Закона о борьбе с коррупцией вопросы борьбы с коррупцией регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:
Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК);
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК);
Законом Республики Беларусь от 14.06.2003
«О государственной службе в Республике Беларусь»;
Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур»;
Законом Республики Беларусь от 13.07.2012
«О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2017 № 445 «Об утверждении перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей)»;
другими нормативными правовыми актами.
- Структурные подразделения и должностные лица,
ответственные за организацию работы по противодействию коррупции
Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, предусмотренных статьей 5 Закона о борьбе с коррупцией.
Согласно статье 9 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
Справочно. К государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией, относятся Следственный комитет, органы Комитета государственного контроля, Государственный таможенный комитет и таможни, Государственный пограничный комитет и иные органы пограничной службы, Министерство по налогам и сборам и его инспекции, Министерство финансов и его территориальные органы, Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Другие государственные органы и иные организации также участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
Общественные объединения участвуют в борьбе с коррупцией в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией и иными актами законодательства.
Конкретный перечень реализуемых мер определяется государственными органами и иными организациями самостоятельно исходя из специфики их деятельности и реализуемых функций, оценки коррупционных рисков. При этом данные меры не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц ограничения, не предусмотренные законодательными актами.
В силу статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;
привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом о борьбе с коррупцией, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (далее – Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции).
Обязанность возглавлять комиссию по противодействию коррупции (далее – комиссия) возложена на руководителя соответствующего государственного органа, организации.
Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), а также подчиненных (входящих в систему, состав) организаций, в том числе негосударственной формы собственности (далее - подчиненные организации);
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе (организации), подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений государственного органа (организации), подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
Отдельные полномочия и обязанности в сфере борьбы с коррупцией законодательством возложены на службы собственной безопасности, кадровые, юридические, контрольные и иные службы (подразделения) либо должностных лиц организаций.
Государственным органам и иным организациям следует обеспечить работников, вовлеченных в деятельность по противодействию коррупции, справочными и иными материалами, доступом к электронным базам законодательства, иным ресурсам, необходимым для выполнения возложенных на них антикоррупционных функций.
Целесообразно создавать условия для регулярного участия таких работников в семинарах и конференциях по вопросам борьбы с коррупцией, а также прохождение ими антикоррупционного обучения и повышения квалификации.
- Профилактические механизмы и пути их реализации
3.1. Оценка и минимизация коррупционных рисков
Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, который обеспечивает высокую эффективность профилактики коррупционных проявлений в деятельности государственных органов и иных организаций, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции оценка коррупционных рисков и выработка мер по их минимизации возложена на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями. Меры по минимизации коррупционных рисков могут приниматься не только в государственных органах, но и в подчиненных организациях.
Цель такой оценки - определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации правонарушений коррупционного характера.
Оценка позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков может включать следующие этапы:
представление деятельности организации в виде отдельных процессов;
выделение «критических точек» для каждого процесса, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;
формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;
разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
Анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление и оценка коррупционных рисков в правовых актах, регулирующих деятельность государственного органа или организации, на наличие:
положений, способствующих принятию должностным лицом решения по своему усмотрению;
положений, способствующих созданию барьеров при реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов;
правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования нормативных правовых актов;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности в целях установления фактов нарушения законодательства при:
проведении закупок товаров, работ (услуг);
осуществлении государственного надзора и контроля;
подготовке и принятии решений о распределении бюджетных и внебюджетных денежных средств, иного имущества, уплате сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
распоряжении государственным имуществом, имуществом организации, в том числе при осуществлении арендных отношений;
лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений и иных аналогичных действиях, проведении экспертиз и выдаче заключений;
ведении административного процесса;
проведении служебных расследований и проверок;
осуществлении административных процедур;
определении размера и формы оплаты труда, а также материального поощрения;
выделении жилья, земельных участков, займов, предоставлении иных социальных благ.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим.
Оценка коррупционных рисков, возникающих в деятельности государственных органов и организаций, заключается в определении:
уязвимых для коррупции функций и операций;
работников, которые в рамках осуществления уязвимых для коррупции функций и операций могут быть вовлечены в коррупционные проявления в силу реализуемых ими служебных полномочий (прав и обязанностей, трудовых функций);
видов коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении функции или операции;
характера и размера возможного ущерба (вреда);
вероятности совершения коррупционного деяния и причинения ущерба (вреда);
факторов, способствующих возникновению уязвимости для коррупции отдельных функций, операций или работников;
факторов, способствующих снижению уязвимости для коррупции отдельных функций, операций или работников;
факторов, влияющих на характер и размер ущерба, а также способствующих его увеличению или уменьшению.
Например, при изучении коррупционных рисков при осуществлении административных процедур анализ проводится на наличие:
соответствия фактических процессов осуществления административных процедур утвержденным нормативным требованиям;
истребования не предусмотренных законодательством документов;
прямого контакта должностных лиц с заявителем;
надлежащей работы информационных систем;
фактов нарушения сроков осуществления административных процедур;
фактов необоснованного отказа в осуществлении административных процедур;
многочисленности и дублирования этапов рассмотрения документов.
При проведении оценки информация о коррупционных рисках может быть получена из следующих источников:
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность организации;
результаты проверок, ревизий, инвентаризаций;
судебные решения, акты прокурорского надзора, документы, поступившие из органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, иных правоохранительных и контролирующих органов;
обращения граждан и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации и др.
По результатам оценки коррупционных рисков следует осуществлять подготовку информации, которую рассматривать на заседании комиссии. Указанная информация может содержать сведения о выявленных коррупционных рисках, рекомендации по их устранению, сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.
Справочно. В Министерстве юстиции разработаны методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, а также перечень направлений деятельности, которые могут нести коррупционные риски, Министерстве спора и туризма – методические рекомендации по снижению коррупционных рисков при проведении закупок.
В Министерстве здравоохранения утверждена карта коррупционных рисков с указанием коррупционно опасных функций, типовых ситуаций, мер по нейтрализации рисков.
С информацией о результатах анализа коррупционных рисков также целесообразно ознакомить государственных должностных лиц государственного органа, организации. Форма такого ознакомления законодательством не установлена. Возможным вариантом является размещение соответствующей информации в общедоступном месте (на стендах, в сети Интернет, внутренней компьютерной сети и другим способом).
Справочно. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям проведена работа по корректировке перечня лицензируемых видов деятельности (из перечня исключена деятельность по торговле средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения), оптимизации требований пожарной безопасности.
В Министерстве здравоохранения с 2018 года заседания комиссии по определению первоочередных закупок транслируются онлайн в сети Интернет, осуществляется ротация членов конкурсных комиссий.
В Министерстве юстиции в целях снижения коррупционных рисков в сфере оценки и реализации арестованного имущества с июня 2017 г. действует электронная торговая площадка на базе РУП «БелЮрОбеспечение». В 2018 году введено использование работниками органов принудительного исполнения персональных видеорегистраторов.
3.2. Обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений
В соответствии со статьей 16 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации.
Должностные лица кадровой службы государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, обязательство, предусмотренное статьей 16 указанного Закона о борьбе с коррупцией, не подписывают.
Определение государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, содержится в абзацах 3, 5 ст.1 Закона о борьбе с коррупцией.
В государственном органе либо организации целесообразно составлять перечень работников, которые в соответствии с законодательством относятся к государственным должностным лицам. Такая практика сформирована, например, в Министерстве финансов. В Министерстве экономики, Национальном банке утверждены формы письменных обязательств.
Целесообразно установить в организации порядок истребования кадровой службой обязательств у государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица, и порядок хранения этих документов.
Не ознакомление государственного должностного лица с установленными ограничениями либо неподписание им обязательства не освобождает его от ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства.
В организации необходимо осуществлять контроль своевременности оформления обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных законодательством для государственных должностных лиц.
Не допускается оформление кадровой службой такого обязательства в отношении лиц, не относящихся к государственным должностным лицам, а также включение в обязательство ограничений, которые не предусмотрены законодательством либо которые в соответствии с законодательством на данного работника не распространяются.
3.3. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц, предусмотрены частями 1, 3 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Законом о борьбе с коррупцией для отдельных категорий государственных должностных лиц установлены дополнительные ограничения частью 2 статьи 17 (иная оплачиваемая работа), статьей 18 (совместная служба (работа) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников), статьей 19 (участие в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации), статьей 20 (управление долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций).
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией законодательными актами для государственных должностных лиц могут быть установлены иные ограничения.
Например, статьей 255 ТК ограничено право руководителя государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Порядок реализации отдельных ограничений, установленных в отношении государственных должностных лиц, может быть детализирован иными законодательными актами.
Для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, ограничения установлены частью 5 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
В отношении лиц, приравненных к государственным должностным лицам, законодательными актами могут быть установлены иные ограничения (часть 6 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией).
3.4. Декларирование доходов и имущества
Порядок декларирования доходов и имущества государственными должностными и иными лицами определен главой 4 Закона о борьбе с коррупцией.
Обязанности по приему деклараций о доходах и имуществе, их учету, хранению, организации проверки полноты и достоверности указанных в них сведений возлагаются на кадровую службу.
Предусмотрено декларирование доходов и имущества:
при поступлении на государственную службу (статья 29);
при назначении на определенные должности (статья 30);
ежегодное декларирование доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство (статья 31);
ежегодное декларирование доходов и имущества иными категориями государственных должностных лиц (статья 32).
Доходы, подлежащие обязательному декларированию, определены статьей 26 Закона о борьбе с коррупцией, имущество, подлежащее обязательному декларированию, и порядок определения его стоимости – статьей 27 названного Закона.
При осуществлении декларирования доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежит декларированию также имущество, находившееся в фактическом владении, пользовании этих лиц на возмездной или безвозмездной основе 183 дня и более в течение декларируемого периода, за исключением предоставленных в установленном порядке жилых помещений в общежитии, жилых помещений государственного жилищного фонда, а также имущества, используемого для целей исполнения служебных (трудовых) обязанностей (статья 31). Декларирование сведений о долях в уставных фондах (акциях) хозяйственных товариществ и обществ, паях в имуществе производственных и потребительских кооперативов вышеуказанными лицами в соответствии со статьей 31 Закона о борьбе с коррупцией осуществляется независимо от стоимости.
Кроме того, данные лица в декларациях указывают сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых в декларируемый период приобретено (получено во владение, пользование) имущество, указанное в декларации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» (далее – постановление № 19) установлены формы деклараций.
Порядок заполнения деклараций определен Инструкцией о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.01.2008 №1.
В соответствии со статьей 35 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы, иные организации, должностные лица, в которые (которым) представляются декларации, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Проверка и хранение деклараций о доходах и имуществе осуществляются в порядке, определенном постановлением № 19.
Нарушение порядка декларирования доходов и имущества влечет административную ответственность в соответствии со статьей 23.9 КоАП.
При этом не является административным правонарушением, предусмотренным статьей 23.9 КоАП, указание в декларации о доходах и имуществе:
неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера таких доходов не более чем на 20 процентов;
недостоверных сведений о дате приобретения имущества (доли в праве собственности на имущество);
недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов;
неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления государственным органом, иной организацией, должностным лицом заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.
3.5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников организации является одним из ключевых профилактических элементов предотвращения коррупции.
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить каждый из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:
1) государственное должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
2) наличие личного интереса государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
3) наличие у государственного должностного лица конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе));
4) факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.
Для констатации конфликта интересов необходимо установить:
в чем заключалась служебная (трудовая) обязанность государственного должностного лица;
какое решение оно должно было принять, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по службе или работе должно было совершить;
входило ли совершение действия в служебные (трудовые) обязанности, на основании чего возникла обязанность совершения действия, принятия решения;
в чем конкретно, т.е. в совершении каких ненадлежащих действий по службе, состоял личный интерес государственного должностного лица, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;
осведомленность государственного должностного лица о личном интересе супруга (супруги), близких родственников, свойственников;
в чем состоял ненадлежащий характер исполнения обязанности, принятия решения, совершения действия по службе (работе);
могло ли государственное должностное лицо реально повлиять на надлежащее исполнение действия (решения);
наличие возможности удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения, исполнения данной обязанности, совершения данного действия по службе (работе);
была ли выполнена обязанность, принято решение, совершено действие, в чем выразился их ненадлежащий характер, связано ли ненадлежащее исполнение с личным интересом и каким образом и др.
Не образуют конфликта интересов:
наличие личного интереса, влияние которого на выполнение служебных (трудовых) обязанностей не установлено;
гипотетическая возможность влияния личного интереса на выполнение действий по службе (работе), когда характер или возможность такого влияния не выяснены;
возможность влияния личного интереса на исполнение государственным должностным лицом абстрактных (еще не определенных) служебных (трудовых) обязанностей;
иные подобные ситуации.
В части 1 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).
Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.
Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.
Уведомление, самоотвод и принятые по ним решения оформляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
В части 3 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации:
дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.
При разрешении конфликта интересов следует руководствоваться принципами:
законности – меры по разрешению конфликта интересов должны соответствовать требованиям законодательства (не допускаются рекомендации о расторжении брака, увольнении с работы, перевод на другую должность без соблюдения гарантий, установленных законодательством в сфере трудовых отношений, и иные меры, не предусмотренные актами законодательства);
достаточности – меры по разрешению конфликта интересов должны обеспечивать предотвращение или урегулирование конфликта интересов;
минимального вмешательства в деятельность государственного должностного лица – меры должны ограничиваться лишь минимально достаточным для разрешения конфликта интересов вмешательством в деятельность государственного должностного лица, принятие чрезмерных мер не допускается. К примеру, если конфликт интересов может быть разрешен посредством письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то перевод государственного должностного лица на другую равнозначную должность в указанной ситуации будет противоречить смыслу Закона о борьбе с коррупцией.
Существует ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.
Например, государственное должностное лицо является членом аттестационной комиссии, которая принимает решение в отношении родственника этого государственного должностного лица. В данной ситуации государственному должностному лицу не следует участвовать в заседании аттестационной комиссии, принимающей указанное решение.
Государственное должностное лицо участвует в принятии решения о закупке организацией товаров, продавцом которых является лицо, с которым связана личная заинтересованность государственного должностного лица (родственник, свойственник и др.). В таком случае государственному должностному лицу необходимо заявить самоотвод от участия в этой процедуре закупки либо оно может быть отстранено от такого участия руководителем организации.
Государственное должностное лицо участвует в осуществлении управленческих функций в отношении организации, перед которой он сам, его родственники имеют имущественные обязательства. В этом случае следует урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.) либо заявить самоотвод от участия в принятии решений в отношении такой организации. До урегулирования имущественного обязательства государственное должностное лицо может быть отстранено от исполнения должностных обязанностей в отношении указанной организации.
Государственное должностное лицо является участником хозяйственного общества, доли (акции) которого переданы им в установленном порядке в доверительное управление. В этом случае государственному должностному лицу при участии в принятии решения в отношении такого общества необходимо уведомить непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов.
Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим.
- Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается УК, КоАП, ТК и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
Перечень коррупционных преступлений установлен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 и в настоящее время включает 10 составов преступлений. К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2, 3 статьи 235 УК);
злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 424 УК);
бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 425 УК);
превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 426 УК);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
получение взятки (статья 430 УК);
дача взятки (статья 431 УК);
посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например, по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 21.17 (нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве), статье 23.83 (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов), статье 23.84. (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.
Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 ТК. Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников могут быть предусмотрены законодательством.
Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния (в частности, что лицо относится к категории государственных должностных лиц или лиц, приравненных к государственным должностным; установить все признаки деяния, указанные в соответствующем абзаце статьи 25 или статьи 37 Закона о борьбе с коррупцией, если это предусмотрено в соответствующем абзаце – признаки государственной организации и др.).
Коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушения антикоррупционного законодательства (например, несоблюдение правил урегулирования конфликта интересов) следует отличать от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.
Если признаки деяния прямо не указаны в статьях 25, 37 Закона о борьбе с коррупцией или иных статьях названного Закона, то относить деяние к коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим условия для коррупции, иным нарушениям антикоррупционного законодательства нельзя.
К примеру, статьей 18 Закона о борьбе с коррупцией запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Однако, если нарушается аналогичный запрет, установленный в негосударственных организациях по решению собственника в соответствии с частью 2 статьи 27 ТК, нарушение антикоррупционного законодательства отсутствует.
Следует учитывать, что неверное отнесение деяния к нарушениям антикоррупционного законодательства может повлечь определенные правовые последствия. Например, согласно статье 42 Закона о борьбе с коррупцией по требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения. Если деяние не является коррупционным правонарушением или правонарушением, создающим условия для коррупции, то применяется общий срок исковой давности.
При решении вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, следует принимать во внимание требования части 2 статьи 71 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА), в которой закреплена норма о том, что применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.
Определения аналогии закона и аналогии права даны в статье 2 Закона об НПА. Аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих данные общественные отношения, норм права, регулирующих сходные общественные отношения. Аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и смысла законодательства, отраслевых, межотраслевых и общеправовых принципов.
Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности.
Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.
Например, в подпункте 10.6 пункта 10 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, закреплено, что в контракте должно быть указано в качестве обязательного условия полная материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный по его вине нанимателю хищением материальных или денежных ценностей.
Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность.
Например, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Законодательством в отношении совершивших коррупционные преступления лиц также предусмотрены определенные правовые последствия в сфере служебных (трудовых) отношений.
В соответствии со статьей 22 Закона о борьбе с коррупцией не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Этой же статьей определено, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, предусмотренным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о борьбе с коррупцией, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», которым установлен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в числе прочего указано такое обстоятельство, как нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.
Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.
Статьей 23 Закона о борьбе с коррупцией установлены дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности. Нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.
Кроме того, государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих», не назначаются (не выплачиваются).
При исчислении пенсии за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совершившим в период прохождения военной службы (службы) тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому званию «рядовой» или соответствующему ему специальному званию.
- Взаимодействие с органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, обмен информацией
В соответствии со статьей 6 Закона о борьбе с коррупцией борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Правовые основы взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, с государственными органами и иными организациями, участвующими в такой борьбе, определены в статьях 10, 11, 43 Закона о борьбе с коррупцией, пунктах 4, 5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732.
Вопросы взаимодействия указанных субъектов также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644.
Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона о борьбе с коррупцией).
К таким фактам может относиться любая информация (сведения) о наличии в действиях подчиненного признаков коррупции либо о подготовке к таким действиям (сведения о получении взятки, причинении крупного ущерба организации с использованием служебных полномочий, должностном хищении и т.п.).
При этом отсутствует необходимость устанавливать все признаки соответствующего правонарушения коррупционного характера (преступления). Проверка и дача правовой оценки такой информации относятся к компетенции правоохранительных органов и осуществляются в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики БеларусьеРеРесРррр.
Согласно статье 43 Закона о борьбе с коррупцией на руководителя государственного органа, иной организации возложена обязанность информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Соответствующую информацию направляют руководители тех государственных органов и иных организаций, работниками которых совершены правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения. Руководители вышестоящих организаций направляют такую информацию в отношении работников своих организаций.
В законодательстве не определен конкретный правоохранительный орган, которому необходимо представлять информацию о коррупционном поведении работников организации. В связи с этим при принятии решения о том, в какой именно из указанных органов направлять соответствующую информацию, следует учитывать компетенцию этих правоохранительных органов, которая регламентирована специальными законодательными актами (законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.).
Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, представляются незамедлительно, а если это невозможно - в течение трех суток
(часть 2 статьи 11 Закона о борьбе с коррупцией).
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией, а также не представившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
- Обеспечение эффективности реализации антикоррупционной политики
Важной предпосылкой эффективности реализации антикоррупционной политики в государственном органе, организации является формирование антикоррупционного поведения работников.
Данная задача реализуется как принуждением (привлечением к ответственности за коррупционные действия, установление системы ограничений и т.д.), так и созданием условий для развития моральных качеств работников и повышения уровня образования. При этом приоритетное значение имеет именно последняя составляющая, поскольку в основе поведения лица, в том числе в коррупциогенных ситуациях, лежат его внутренние установки, система ценностей и уровень информированности.
- Использование указанного профилактического потенциала предполагает формирование в организации этических стандартов и правил поведения, не совместимых с коррупционными правонарушениями.
Справочно. Профессиональная этика представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений в ходе трудовой (служебной) деятельности. Ее содержание включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности работника, характеру его взаимоотношений с коллегами и гражданами, обществом и государством, а также формы практического поведения (ритуалы, обычаи, традиции и т.д.).
В практической деятельности организаций этические стандарты и правила антикоррупционного поведения работников закрепляются в специальных локальных документах – кодексах этики, кодексах служебного поведения, стандартах и др.
К примеру, разработаны и утверждены кодексы чести судьи и прокурорского работника, стандарты поведения военнослужащих и гражданского персонала в главной военной инспекции Вооруженных Сил, правила профессиональной этики оценщика, регистратора, судебного исполнителя, работников таможенных органов и т.д.
- Антикоррупционное обучение работников направлено не только на развитие их моральных качеств, но и повышение эффективности профессиональной служебной деятельности.
Недостаточный уровень антикоррупционных знаний способствует возникновению правового нигилизма, а также приводит к совершению многих неумышленных правонарушений коррупционного характера (в сферах соблюдения антикоррупционных требований и обязательств, проведения процедур закупок товаров (работ, услуг), деятельности комиссий по противодействию коррупции и т.д.). Незнание руководителями и иными должностными лицами требований антикоррупционного законодательства влечет низкую требовательность к подчиненным по его соблюдению.
В связи с этим подпунктом 1.6 п.1 решения РКС государственным органам и организациям поручено обеспечить повышение уровня антикоррупционного образования граждан, разработав и внедрив в 2019‑2020 гг. систему подготовки (переподготовки) специалистов, осуществляющих закупочную деятельность, членов комиссий по противодействию коррупции, работников кадровых и иных служб.
Антикоррупционное обучение работников может проводиться как в самом государственном органе и организации, так и в специализированных образовательных учреждениях, включая ведомственные учреждения, обеспечивающие повышение квалификации. Возможно также получение работником антикоррупционных знаний самостоятельно. Целесообразно использовать комбинацию различных форм обучения.
Справочно. В Министерстве обороны практикуется ежеквартальная рассылка обзоров выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, методических материалов по вопросам антикоррупционного законодательства для проведения занятий с личным составом.
В Министерстве юстиции внедрен институт наставничества, который охватывает, в том числе, вопросы антикоррупционной подготовки.
В Минском областном исполнительном комитете практикуется компьютерное тестирование кандидатов на руководящие должности по вопросам знания антикоррупционного законодательства с использованием образовательного электронного ресурса, разработанного Академией управления при Президенте Республики Беларусь.
Специальные информационные разделы по вопросам противодействия коррупции функционируют на официальных сайтах концернов «Беллесбумпром» и «Белгоспищепром», Национального банка, во внутренней информационной сети Министерства иностранных дел.
Имеется практика создания антикоррупционных документальных фильмов – «Тариф – коррупционный» (Государственный пограничный комитет), «Преступив черту» и «Скажи коррупции нет» (Министерство по чрезвычайным ситуациям), «Коррупция – игра на вылет» (Министерство обороны).
Разработаны антикоррупционные памятки и пособия для работников (концерны «Белнефтехим» и «Белгоспищепром», Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство спорта и туризма, Национальный банк).
В Гомельском облисполкоме разработаны рекомендации секретарям комиссий по противодействию коррупции, включая вопросы планирования, сбора информации, подготовки и проведения заседания, оформления протокола и контроля за исполнением решений.
При разработке формы и методов антикоррупционного обучения следует ориентированная как на получение работником новых знаний, так и на умение применять их в практической деятельности.
Обучение работников по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практикоориентированным и обеспечивать получение:
знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению, последовательности действий государственного органа, организации при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;
навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в различных областях государственного управления, умение применить в практике государственного управления механизмы противодействия коррупции.
- Одним из инструментов повышения эффективности реализации антикоррупционной политики в государственном органе, организации является участие представителей общественности в антикоррупционной деятельности.
Механизмы участия граждан и общественных объединений (организаций) в антикоррупционной работе закреплены в статье 46 Закона о борьбе с коррупцией. К ним, в частности, относится:
участие в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов;
участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.
Представители общественных объединений дополнительно вправе реализовывать следующие формы участия в борьбе с коррупцией:
проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и направление соответствующих заключений в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией;
участие в заседаниях коллегий государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, решений органов исполнительной власти и иных документов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
участие в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции.
Механизм реализации отдельных форм участия представителей общественности в антикоррупционной деятельности детализирован в законодательстве.
В соответствии с п.2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции по решению руководителя государственного органа (организации) в состав данной комиссии могут быть включены граждане и представители юридических лиц.
Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии. Данные предложения рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания (п.12-1 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
В целях информирования общественности предусмотрена необходимость размещения информации о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии на официальном Интернет-сайте государственного органа (организации) не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания (п.6 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
По решению председателя комиссии участие в заседании комиссии могут принять заинтересованные представители юридических лиц и граждане.
- В системе противодействия коррупции меры ответственности за коррупционное поведение, запретительные механизмы сочетаются с поощрительными, побуждающими лицо к правомерному поведению и сотрудничеству в антикоррупционной сфере.
На государственном уровне к таким поощрительным механизмам относится выплата вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» предусматривается выплата вознаграждения до 50 базовых величин за предоставление:
информации, предметов и документов, способствующих выявлению коррупционного преступления;
сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;
информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению причиненного таким преступлением вреда.
Вопросы поощрения организациями своих работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений рассматриваются комиссией по противодействию коррупции по предложению ее членов (п.5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
В связи с этим целесообразна разработка на уровне отдельных организаций локальных механизмов поощрения работников в связи с их участием в профилактике и выявлении фактов коррупции в организации.
При этом такие механизмы должны распространяться как на работников, которые в установленном порядке принимают участие в антикоррупционной работе (члены комиссий по противодействию коррупции, по проведению закупок, работники кадровых служб и т.д.), так и на любых иных работников, которые оказывают содействие в рассматриваемой сфере.
Необходимо обеспечить своевременное ознакомление всех работников с механизмами поощрения за содействие в сфере борьбы с коррупцией
Вернуться в раздел Антикоррупционная работа